Земельный кадастр.
(для газеты "квартира, Дача, Офис")
По “Почвоведению”, под редакцией профессора И.С. Кауричева, название
кадастр происходит от французского cadastre – регистрация, по Т.П.
Магазинщикову - от латинского capitastrum, означающем опись податных
предметов.
На сегодня, земельный кадастр - это совокупность достоверных и
необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении
земель.
Первые попытки учета количества и качества земель проводились ещё при
первобытно общинном способе производства. Тогда учёт был весьма
примитивный и проводился в интересах общины. С появлением частной
собственности на средства производства возникла необходимость в более
тщательном учёте. Кроме частных собственников учёт вело
рабовладельческое государство. Оно учитывало доходы от обложения
налогами, контрибуциями, расходы на содержание армии и т.п. Объектом
учёта постепенно становилась земля, которая уже в то время выступает как
основное средство производства в сельском хозяйстве. При
рабовладельческом строе как специальное земельное учётное мероприятие и
зарождается собственно земельный кадастр, который продолжает развиваться
при феодализме и особенно при капитализме.
В Египте, во времена первых фараонов (4 тыс. лет до н. э.) уже велись
оценочные списки земель, подлежащих налогообложению. Оценку земель
проводили дважды в год.
Земельный кадастр древнего Рима (4 в. до н. э.) представлял собой
описание земельной собственности. В специальные реестры вносили сведения
о размерах земельных участков, способе их обработки, качестве и
доходности земель. Планы имений, их названия, границы и размеры
землевладений наносили на бронзовые таблицы. Там же приводили сведения о
качестве земель и о самом хозяйстве.
Феодальное государство вело кадастр земли как средства производства для
налогообложения. При феодализме в системе земельного кадастра возникает
земельная регистрация, узаконивающая право частной собственности на
землю.
Таким образом, изучение земельных ресурсов и проведение земельного
кадастра стало необходимостью с образованием государства и развитием
налогообложения. В древнейшей форме земельного обложения размер налога
устанавливался по площади земли. На определённом этапе наряду учётом
количества начинают учитывать и качественное состояние земель, а
впоследствии размер дохода, получаемого с земель различного качества.
Земельный кадастр России характеризуется длинной историей развития.
Первые описания земель в России появились ещё в 9 веке. Они касались
главным образом монастырских и церковных земель служили основанием для
наделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землёй.
Старейшие кадастровые документы - описания земель периода татарского
ига. Первая татарская перепись была проведена в 1245 г., а повсеместная
перепись русских земель - в 1273 г. В 16 веке для описания земель было
создано специальное учреждение “Поместный приказ”. Государственный
земельный кадастр СССР 13 ведется с декабря 1968 г.
Действующее законодательство нашей страны основывается, прежде всего, на
Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ “О государственном
земельном кадастре”, принятом Государственной Думой 24 ноября 1999 года
и одобренном Советом Федерации 23 декабря 1999 года. Согласно этому
закону, государственный земельный кадастр – это “систематизированный
свод документированных сведений, получаемых в результате проведения
государственного кадастрового учета земельных участков, о
местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и
сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных
участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов”.
Согласно Ст. 4 этого закона, Государственный земельный кадастр создается
и ведется в целях информационного обеспечения:
- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- государственного контроля за использованием и охраной земель;
- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним;
- землеустройства;
- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе
природных ресурсов;
- установления обоснованной платы за землю;
- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными
участками деятельности.
“Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки,
расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм
собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования
земельных участков” (Ст.7). Т.е. вся земля в Российской Федерации
подлежит обязательному учету. Важным моментом является “открытость
сведений государственного земельного кадастра”, что означает возможность
получения сведений из него “всем заинтересованным лицам”.
В статье 13 указывается “Состав документов государственного земельного
кадастра”:
1. Документы государственного земельного кадастра подразделяются на
основные, вспомогательные и производные документы, и их ведение
осуществляется на русском языке.
2. К основным документам государственного земельного кадастра относятся
Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные
кадастровые карты (планы).
3. К вспомогательным документам государственного земельного кадастра
относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и
каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
4. К производным документам государственного земельного кадастра
относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в
собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской
Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии
и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты,
аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные
справочные и аналитические документы.
В этих документах содержатся следующие сведения о “существующих и
прекративших существование земельных участках” (Ст. 14):
- кадастровые номера;
- местоположение (адрес);
- площадь;
- категория земель и разрешенное использование земельных участков;
- описание границ земельных участков, их отдельных частей;
- зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения
(обременения)*;
- экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
- качественные характеристики, в том числе показатели состояния
плодородия земель для отдельных категорий земель;
- наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными
участками.
*Ст. 17, п. 3. Порядок ведения государственного земельного кадастра
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях)
этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании
сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные
участки, являющихся юридически действительными на момент внесения
указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Единственный документ, который, в общем случае, необходимо получить из
государственного земельного кадастра для проведения сделок с земельным
участком – это “кадастровая карта (план) земельного участка”, которая
“воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном
участке”.
Для получения кадастрового плана необходимо обратиться с заявлением в
территориальное отделение государственного земельного кадастра. Для
уточнения и обновления данных, кадастровые службы направляют на участок
геодезистов, которые проведут необходимые обмеры площади и границ
участка. На основании обмеров составляется акт обмера земельного участка
и чертится новый кадастровый план земельного участка, копия которого
выдается заявителю.
Такой же порядок установлен для учета вновь возникших, в результате
раздела (например, при оформлении права собственности на участок,
входящий в общую собственность садового товарищества) или объединения
(например, двух соседних участков) земли. После подачи заявления
производится обмер и межевание участка, составление акта, который должны
подписать владельцы всех, граничащих с вашим, участков, составление
кадастрового плана и выдача его копии.
В Ст. 20 дается перечень “оснований приостановления проведения
государственного кадастрового учета земельных участков…”: “в
представленных документах отсутствуют сведения, необходимые для
проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или
сведения противоречивы”.
“…или отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных
участков” в случае, если:
- с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных
участков обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по
ведению государственного земельного кадастра, для проведения
государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или
содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской
Федерации;
- при межевании земельных участков, в отношении которых должен
проводиться государственный кадастровый учет земельных участков,
нарушены права смежных землепользователей;
- площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться
государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального
размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления для земель различного целевого назначения и
разрешенного использования.
Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета
земельных участков в пятидневный срок направляется заявителям в
письменной форме с указанием причин такого отказа.
Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных
участков или уклонение соответствующего органа от проведения
государственного кадастрового учета земельных участков могут быть
обжалованы заинтересованными лицами в суд.
Михаил Козырев |